Оптовая торговля – это совокупность посреднических операций между хозяйственными субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и приобретения (купли) товаров для последующего использования их в производстве и продаже розничным торговым предприятиям для последующей реализации населению – с другой.
Оптовая торговля является важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи товаров. Она выступает торговым посредником между производителями товаров, розничной торговлей, предприятиями питания и другими оптовыми потребителями. Предприятия оптовой торговли осуществляют реализацию товаров для последующей перепродажи или переработки.
Оптовую торговлю на рынке осуществляют различные виды оптовых торговых предприятий.
Оптовые продавцы отличаются от розничных по ряду характеристик:
1.Оптовые сделки, как правило, — крупные, торговая зона – большая.
2.Оптовик мало уделяет внимания стимулированию сбыта, месту расположения своего предприятия, так как он имеет дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем.
3.Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве (действуют в странах с развитой рыночной экономикой).
Основные функции оптового предприятия:
-
снабжение товарами розничных торговых предприятий;
-
комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых предприятий;
-
организация своевременного завоза товаров;
-
изучение спроса населения;
-
воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
-
организация поставки товаров на экспорт;
-
хранение запасов товаров.
Оптовые торговые предприятия классифицируют по ряду признаков:
По товарной специализации на:
-
универсальные с неограниченным ассортиментом продовольственных или непродовольственных групп товаров;
-
специализированные, имеющие ассортимент определенных групп продовольственных или непродовольственных товаров.
По территориальному масштабу обслуживаемых рынков:
-
общереспубликанские;
-
региональные.
По функциональной направленности (месту и роли в процессе товародвижения):
-
оптово-сбытовые (выходные базы);
-
торгово-закупочные базы;
-
оптовые торговые базы;
-
оптово-розничные объединения (ОРО)
По мере развития рыночных отношений создаются новые виды оптовых предприятий различных организационно-правовых форм. Это могут быть акционерные общества холдинговые компании, ассоциации, концерны, торговые дома, оптовые рынки, товарные биржи, аукционы, ярмарки и др.