Понимание бюджетного дефицита верно бы начинать с понятия бюджет, который представляет собой форму образования и расходования денежных средств, назначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Опираясь на это определение, можно понять значение словосочетания бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит — превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году применяется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.
Каждое правительство ставит перед собой цель, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
В реальности расходная часть всегда превышает доходную часть. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующее: спад общественного производства; завышенные расходы на реализации принятых социальных программ; возросшие затраты на оборону; рост «теневого» сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы не знают про их существование, они находятся в «тени».
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все экономически развитые страны в критические периоды имеют бюджетный дефицит бюджет. Недостаток бюджета составляет от 10 до 30%. И это является допустимой.Все зависит от его причин и тенденций расходования государственных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, правильно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям. Таких как инфляция, кризис, безработица, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с надобностью реализации значительных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре, строении социального воспроизводства.
Нельзя забывать о том, что без дефицитность бюджета, как правило, еще не означает «здоровья» экономики. Мы должны иметь четкое представление о том, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, которая отражает изменения в репродуктивном цикле бюджетного дефицита.
Источник:
Красе М. «Модель управления динамикой государственного долга», «Мировая экономика и международные отношения » № 4, 2008.
Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России / Общество и экономика, 2008.