Розничные торговые предприятия можно классифицировать по таким критериям, как товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых потребителей, характер местонахождения и др.
По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:
-
смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;
-
специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы;
-
узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы;
-
комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению;
-
универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп.
По формам обслуживания различают предприятия:
-
с индивидуальным обслуживанием или самообслуживанием;
-
реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п.;
-
реализующие товары посредством сети Интернет.
Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.
По выдам и особенностям устройства предприятия подразделяются на:
- магазины;
- магазины-склады;
- павильоны;
- палатки;
- автомагазины и др.
По функциональным особенностям предприятия могут подразделяться на:
- стационарные;
- передвижные;
- сезонные;
- посылочные;
- комиссионные.
Классификация торговых предприятий по уровню цен:
- предприятия с достаточно низким уровнем цен, ориентирующиеся на малообеспеченные слои населения;
- предприятия со средним уровнем цен;
- предприятия с наиболее высоким уровнем цен на реализуемые товары и соответствующим уровнем обслуживания для покупателей с высоким доходом.
По характеру местонахождения различают предприятия:
- в местах общегородского значения;
- на транспортных магистралях;
- вокзалах;
- в центральном деловом районе;
- жилой зоне;
- районном торговом центре;
- центре микрорайона;
- местах отдыха и т.д.
В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют предприятия для:
- детей;
- женщин;
- молодежи;
- тематические предприятия.
Предприятия оптовой торговли могут классифицироваться по следующим признакам:
- масштабы деятельности;
- товарная специализация;
- объем выполняемых функций.
По масштабам деятельности различают оптовые предприятия:
- общенационального (федерального) уровня — это наиболее крупные предприятия, осуществляющие продвижение товаров от производителей к торговым предприятиям по всей стране;
- регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона.
В соответствии с товарной специализацией оптовые предприятия бывают:
-
специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;
-
универсальные, снабжающие розничные торговые предприятия универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
По объему выполняемых функций и формам, расчетов различают следующие разновидности оптовых предприятий:
-
предприятия, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;
-
предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие, продавцов с покупателями (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);
-
предприятия — организаторы оптового товарооборота, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.).
Предприятия общественного питания можно классифицировать по следующим отличительным критериям:
- торгово-производственный признак;
- виды предоставляемых услуг;
- характер обслуживаемого контингента потребителей;
- качество предоставляемых услуг;
- формы обслуживания посетителей.
По торгово-производственному признаку предприятия подразделяются на:
- заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания);
- доготовочные (имеющие свою кухню);
- раздаточные (столовые без кухни);
- смешанные (фабрики-кухни).
По видам предоставляемых услуг выделяют две основные группы:
- предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в основном быстрого обслуживания);
- предприятия, имеющие кроме производства и реализации условия для организации отдыха посетителей (рестораны, бары, кафе).
По характеру обслуживаемого контингента предприятия питания подразделяются на:
- общедоступные (столовые, кафе, ресторан и т.п.);
- предприятия «закрытого» типа (столовые при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.п.).
По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания выделяют следующие типы предприятий общественного питания:
- рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого классов), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;
- общедоступные предприятия, удовлетворяющие потребности широких слоев населения в готовой кулинарной продукции в течение всего дня и обеспечивающие необходимый для этого набор услуг (столовые, закусочные, пирожковые и т.п.);
- столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие удовлетворение минимально необходимых потребностей в готовой пище работников (учащихся) в основном в обеденное время.