По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:
- циклический;
- структурный;
- операционный;
- первичный;
- квазифискальный.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный » (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, который позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частным изменениям экономической политики.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит часто оценивается как разность между фактической величиной дефицита и структурным дефицитом. Оценка структурного дефицита используется, как правило, в индустриальных странах, где размеры бюджетного дефицита определяется циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит — всеобщий дефицит государственного бюджета за удержанием инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности является важной статьей государственных расходов. Зачастую объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается из-за преувеличения объема государственных затратов за счет инфляционных процентных выплат подолгу. При существенных темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок крайне значительно, это завышение расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат подолгу. Присутствие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. Способов финансирования бюджетного дефицита у различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. В то же время в таких странах, как Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительное нарушения рыночного равновесия. А правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущался резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита с целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит — существующий наряду с измеряемымый (официальной) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
— финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности.
— накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
— отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
Источник:
Бабич А.М. , Л.Н. Павлова «Государственные и муниципальные финансы». М. Юнити, 2007